Формы и методы осуществления исполнительной власти. Обеспечение законности в сфере исполнительной власти

Формы и методы осуществления исполнительной власти. Обеспечение законности в сфере исполнительной власти


№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

  • 1

    Административная деликтоспособность

    способность физического или юридического лица нести административную ответственность за совершенное им административное правонарушение

  • 2

    Административный договор

    соглашение, заключаемое на основе норм административного права с участием в качестве хотя бы одной из сторон субъекта исполнительной власти (государственного управления) и имеющее своим предметом отношения общественно-значи-мого характера

  • 3

    Административные методы

    административно-правовые методы, характеризующиеся средствами внеэкономического или прямого управляющего воздействия, издания властного предписания субъекта исполнительной власти

  • 4

    Административный надзор

    наблюдение уполномоченными на то субъектами исполни-тельной власти за исполнением действующих в сфере управления специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законе и подзаконных актах

  • 5

    Административное наказание

    установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, приме-няется в целях предупреждения совершения новых правона-рушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (цели частной и общей превенции)

  • 6

    Административная ответственность

    разновидность административного принуждения, вид юриди-ческой ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом админи-стративного наказания к лицу, совершившему правона-рушение

  • 7

    Административно-правовая форма управления

    внешне выраженные действия соответствующих субъектов исполнительной власти, совершение которых непременно влечет за собой наступление определенных правовых послед-ствий

  • 8

    Административное правонарушение

    противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность

  • 9

    Административно-правовой метод (метод государственного управления)

    средство практического осуществления функций государ-ственно-управленческой деятельности, достижения ее целей

  • 10

    Административно-предупредительные меры

    меры принудительного характера, применяемые с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, предотвращения иных, вредных для режима общественной безопасности явлений и выража-ющиеся в профилактическом установлении ограничений и запретов

  • 11

    Административно-пресекательные меры

    меры принудительного характера, имеющие своим назначе-нием прекращение противоправных действий и предотвра-щение их вредных последствий


  • 12

    Административное производство

    нормативно урегулированный вид деятельности полномочных субъектов исполнительной власти по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел; разли-чают производство по делам об административных правона-рушениях, дисциплинарное производство, производство по жалобам, согласительное производство

  • 13

    Административный процесс

    разновидность юридического процесса, совокупность после-довательных действий для достижения юридических резуль-татов, решения управленческих дел, урегулированных нор-мами административного права процессуального характера

  • 14

    Административная юрисдикция

    правоохранительная, административно-процедурная деятель-ность субъектов исполнительной власти по решению админи-стративных споров, рассмотрению жалоб граждан

  • 15

    Административная юстиция

    особый процессуальный порядок разрешения администра-тивно-правовых споров между гражданами и органами государственного управления (должностными лицами)

  • 16

    Дисциплинарная ответственность

    вид юридической ответственности, применяемой, как правило, субъектами линейной власти за нарушения требований дисциплины по отношению к государственным служащим, военнослужащим, учащимся учебных заведений

  • 17

    Дисциплинарный проступок

    противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности

  • 18

    Дополнительные административные наказания

    возмездное изъятие и конфискация предмета, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства

  • 19

    Законность

    единообразное понимание и точное соблюдение действую-щего законодательства всеми органами государства, обществен-ными организациями, должностными лицами и гражданами

    20

    Индивидуальный акт управления

    акт управления, имеющий правоисполнительный (правоприме-нительный) характер и содержащий персонифицированное пред-писание для решения индивидуальных административных дел

  • 21

    Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях

    лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического и юридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор

  • 22

    Метод административного принуждения

    административно-правовой метод, применяемый субъектами исполнительной власти в рамках внеслужебного (функци-онального) подчинения в целях осуществления правоох-ранительной функции, обеспечения правопорядка и обще-ственной безопасности во внесудебном порядке

  • 23

    Метод убеждения

    административно-правовой метод, применяемый субъектами исполнительной власти в виде поощрения, стимулирования, морального воздействия, воспитания

  • 24

    Ничтожные акты управления

    правовые акты управления, изданные с явным нарушением законности либо некомпетентным субъектом, юридическая несостоятельность которых настолько очевидна, что они подлежат безусловной отмене

  • 25

    Нормативный акт управления

    правовой акт управления, содержащий административно-пра-вовые нормы, регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем установления определенных правил должного поведения в сфере государственного управ-ления, рассчитанных на длительное, многократное приме-нение (исполнение) и не имеющих конкретного, т.е. персонифицированного адресата

  • 26

    Общий прокурорский надзор

    надзор органов прокуратуры за исполнением законов органами государственной власти и местного самоуправления, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблю-дением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание

  • 27

    Объект административного правонарушения

    общественные отношения, охраняемые законом, на которые посягает административное правонарушение и которым причинен им вред

  • 28

    Объективная сторона административного правонарушения

    совокупность признаков, характеризирующих внешнее прояв-ление правонарушения, прежде всего, деяние – действие или бездействие, запрещенное административным правом, а также негативные последствия деяния, причинно-следственная связь, время, место, способ совершения правонарушения и др.

  • 29

    Оспоримые акты управления

    юридическая несостоятельность которых может быть доказана с последующей отменой путем судебной процедуры в связи с их опротестованием и обжалованием

    30

    Правовой акт управления

    основанное на законе одностороннее юридическо-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации целей и задач государственно-управленческой деятельности

  • 31

    Приостановление действия правового акта управления

    временное прекращение действия или исполнения акта без утраты его юридической силы до его отмены или исправления дефектов

  • 32

    Состав административного правонарушения

    совокупность установленных в законе элементов (частей) и признаков правонарушения, наличие которых может повлечь административную ответственность

  • 33

    Стадии производства по делам об административных правонарушениях

    возбуждение дела, его рассмотрение, вынесение решения (постановления) по делу, исполнение принятого решения, обжалование и опротестование решения

  • 34

    Субъект административного правонарушения

    физическое лицо (гражданин или должностное лицо) или организация, совершившие административное правонаруше-ние

  • 35

    Субъективная сторона административного правонарушения

    совокупность признаков, определяющих психическое отноше-ние субъекта правонарушения к совершенному им админи-стративному правонарушению – вина (умысел или неосто-рожность), мотив, цель

  • 36

    Судебный контроль в сфере исполнительной власти

    правовая оценка судами действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц, выявление нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, принятие мер по их восстановлению и устра-нению причин и привлечение виновных лиц к ответственности

  • 37

    Форма реализации исполнительной власти (форма управления)

    внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия

  • 38

    Экономические методы

    способы или средства экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления