Перспективы вхождения России в единое европейское образовательное пространство

Перспективы вхождения России в единое европейское образовательное пространство



п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Академическая мобильность

право студента на свободу выбора места, форм и средств обу-чения с учетом его потенциальных возможностей и способностей адаптироваться к системам обучения в различных учебных центрах СГА, в иных российских или зарубежных высших учеб-ных заведениях в целях продолжения образования, получения дополнительного образования, защиты квалификационной выпускной работы и т.д.

2

Академический час

единица измерения учебного времени, равная 45 астрономи-ческим минутам

3

Аккредитация

официальное одобрение существующих в учебном заведении процедур и/или учебного плана («курсов»), и/или стандартов общепризнанным органом власти

4

Апелляция

оспаривание кандидатом или школой результатов, выставленных органом по проведению экзаменов

5

Аспирант

лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обу-чающееся в аспирантуре в целях подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук

6

Аттестация

определение уровня знаний обучающегося, квалификации ра-ботника, качества продукции, рабочих мест и пр.

7

Аттестация высшего учебного заведения

установление соответствия содержания, уровня и качества под-готовки выпускников высшего учебного заведения требованиям государственных образовательных стандартов высшего профес-сионального образования (ГОС) по направлениям подготовки (специальностям)

8

Бакалавр

квалификация (степень), присваиваемая выпускнику высшего учебного заведения, реализовавшему первую ступень высшего профессионального образования, успешно прошедшему итоговую аттестацию и защитившему выпускную квалификационную работу

9

Бисериальная корреляция

статистический метод, который используется для выражения взаимосвязи между дискретной дихотомической и непрерывной переменной

10

Вариативная (элективная) часть образовательной программы

часть образовательной программы, предлагающая набор учебных дисциплин, из которых могут быть составлены различные варианты учебного плана

11

Виртуальная среда обучения

открытая система, представляющая комплекс специальных объе-диненных телекоммуникациями средств обучения, обеспе-чивающих согласованную совместную работу и возможность интерактивного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса

12

Возрастной эквивалент

производная балльная оценка, показывающая возраст в совокуп-ности стандартного теста, в котором средний человек набирает определенное число баллов

13

Воспитание

воздействие социума (в т.ч. целенаправленное) на человека для введения его в рамки определенной цивилизации путем формирования у него определенных личностных качеств, системы ценностей, моральных принципов, взглядов, убеждений

14

Высшее профессиональное образование

образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по профессиональным образовательным программам, завершающееся итоговой аттестацией, выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании и присвоением соответствующей квалификации (степени) при условии ее успешного завершения

15

Государственная аккредитация высшего учебного заведения

установление (подтверждение) на определенный срок государст-венного статуса высшего учебного заведения по данному перечню образовательных программ высшего профессионального образования, с правом выдавать выпускникам документы о высшем образовании государственного образца. Государственная аккредитация высшего учебного заведения осуществляется на основе аттестации

16

Государственный документ о высшем профессиональном образовании

документ государственного образца (диплом), выдаваемый аккредитованным высшим учебным заведением в подтверждение того, что его обладатель успешно завершил основную аккре-дитованную профессиональную образовательную программу и имеет право продолжить образование на следующем уровне и (или) осуществлять профессиональную деятельность в соответст-вии с полученной квалификацией по направлению (специаль-ности) обучения

17

Государственный образовательный стандарт

базовый нормативный документ федерального значения, определяющий содержание и уровень подготовки обучающихся по определенной образовательной программе

18

Дипломированный специалист

квалификация (степень), присваиваемая выпускнику высшего учебного заведения, реализовавшему вторую ступень высшего профессионального образования, успешно прошедшему итого-вую аттестацию и защитившему дипломный проект

19

Дополнительное профессиональное образование

целенаправленное повышение профессиональных знаний и совер-шенствование мастерства путем сочетания самообразования и обучения в образовательных учреждениях, включающее повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку на предприятиях и в организациях

20

Задача оценки

формулировка, обычно содержащаяся в плане проведения экзамена или в таблице спецификаций теста, ожидаемого учебного результата, который будет оцениваться

21

Инициация

общественное признание уровня знаний, достигнутого студентом в процессе аттестаций различного уровня

22

Качество образования

уровень образовательной услуги, удовлетворяющий ожиданиям потребителей (студентов, их родителей, работодателей и общество в целом). Качество образования зависит от следующих факторов: задатков (способностей) обучающегося, компетенции преподавательского состава и образовательной среды, созданной учебным заведением

23

Квалификация по направлению или спе-циальности высшего профессионального образования

уровень обученности и подготовленности специалиста к выполнению профессиональной деятельности по определенному направлению или специальности

24

Кр?дит

зачетная единица трудоемкости обучения

25

Лицензирование высшего учебного заведения

выдача лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования

26

Магистр

квалификация (степень), присваиваемая выпускнику высшего учебного заведения, реализовавшему третью ступень высшего профессионального образования, успешно прошедшему итого-вую аттестацию и защитившему магистерскую диссертацию

27

Модуль (юнита)

единица объема знаний и умений, предназначенных для изучения в течение 36 академических часов или 45 академических часов с учетом времени, отводимого на экзаменационные сессии. Модуль является логически законченной и самостоятельно изучаемой частью учебного курса

28

Национально-регио-нальный компонент государственного образовательного стандарта (ГОС)

часть ГОС, отражающая национально-региональные осо-бенности подготовки специалистов по направлениям подготовки (специальностям), включаемая при необходимости в образова-тельную программу самим вузом

29

Нормативный срок обучения

расчетный срок освоения выпускником основной профес-сиональной образовательной программы высшего профес-сионального образования для очной формы обучения, установленный Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования

30

Образование

целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся конста-тацией достижения обучающимся образовательных уровней (цензов), установленных государством

31

Образовательная программа

программа, определяющая содержание образования определен-ного уровня и направленности. Образовательные программы подразделяются на: общеобразовательные (основные и допол-нительные) и профессиональные (основные и дополнительные)

32

Образовательное учреждение

учреждение, осуществляющее образовательный процесс по реализации одной или нескольких образовательных программ в сочетании с воспитанием обучающихся

33

Образовательный стандарт

нормативный документ, определяющий условия и уровень подготовки специалистов с высшим образованием

34

Образовательный ценз

определенный уровень образования, достигнутый обучающимся и удостоверенный соответствующим официальным документом об образовании

35

Обучение

процесс формирования у обучающихся знаний, умений и навыков под руководством педагогов, мастеров, наставников

36

Обязательная часть образовательной программы

часть образовательной программы, содержащая набор обязательных учебных дисциплин в соответствии с государственным образовательным стандартом

37

Обязательная часть учебного плана

перечень учебных дисциплин, предназначенных для обяза-тельного усвоения всеми студентами данного направления

38

Обязательные дисциплины

дисциплины, установленные для обязательного изучения госу-дарственным образовательным стандартом по соответствующим направлениям подготовки и специализации

39

Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования

образовательная программа, определяющая в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования содержание образования по направлению (специальности) определенного уровня высшего профессионального образования, включая всю совокупность образовательных услуг

40

Открытое образование

форма образования с неопределенным предыдущим обра-зовательным цензом, не установленным сроком обучения и с возможностью гибких изменений учебного плана

41

Оценка/оценивание

общий термин, используемый при оценивании или «измерении» поведения или характеристики

42

Подотчетность

общепринятое значение – процесс, посредством которого, например, органы управления образованием или отвечающие за проведение экзаменов должны продемонстрировать честность и/или результативность и/или эффективность своих систем

43

Послевузовская подготовка

получение специалистом высшей квалификации путем обучения в аспирантуре или докторантуре

44

Рейтинг (англ. Rating)

индивидуальный числовой показатель оценки достижений, степень популярности

45

Самостоятельная работа студента

выполнение различных заданий учебного, исследовательского и самообразовательного характера посредством усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности; формирование навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства с применением ИКТ-обучения; текстуальные занятия (работа с текстами) и работа с лекционным материалом

46

Сертификация

использование результатов экзаменов для выдачи людям документов, подтверждающих их достижения (например, свидетельства)

47

Согласование

процесс связывания стандартов содержания и выполнения с оценкой, преподаванием и обучением в классе

48

Сокращенные образовательные программы

образовательные программы, которые реализуются в сроки и в объемах, сокращенных по сравнению с нормативными

49

Стажировка

формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки

50

Статус студента

положение студента, определяемое совокупностью его прав на получение высшего профессионального образования, регла-ментируемых законодательством, и его обязанностей по освоению определенной образовательной программы и поведе-нию в социуме

51

Структура высшего профессионального образования

совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных образовательных прог-рамм высшего профессионального образования, характери-зующих уровни высшего профессионального образования

52

Студент

лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение приказом ректора для обучения по образовательной программе высшего профессионального образования

53

Ускоренный график обучения

график, рассчитанный на сокращение срока обучения по сравнению с нормативным

54

Учебная дисциплина

система знаний, умений и навыков в определенной области науки, техники, искусства, производственной деятельности, предназначенная для изучения в образовательном учреждении. По содержанию дисциплины бывают общеобразовательными или специальными, определяющими профиль подготовки специалиста

55

Учебный план

документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в образовательном учреждении или на определенной ступени образования, объем и последовательность их изучения, разбивку по учебным периодам, виды и сроки промежуточной аттестации

56

Учебный продукт

учебная информация, закрепленная на определенном носителе или их сочетании, и предназначенная для использования в учебном процессе

57

Факультативный

возможный, необязательный, предоставляемый на выбор

58

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (ГОС)

часть ГОС, обязательная для включения в образовательную программу любого вуза Российской Федерации

59

Элективная часть учебного плана

перечень учебных дисциплин, на основании которого студент самостоятельно формирует определенный набор дисциплин для изучения