Цели, сущность, тенденции, проблемы и пути их решения

Цели, сущность, тенденции, проблемы и пути их решения



п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Академическая мобильность

право студента на свободу выбора места, форм и средств обучения с учетом его потенциальных возможностей и способностей адаптироваться к системам обучения в различных учебных центрах в целях продолжения или получения дополнительного образования, защиты квалификационной выпускной работы и т.д.

2

Академический час

единица измерения учебного времени, равная 45 астрономическим минутам

3

Аспирант

лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре в целях подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук

4

Аттестация

определение уровня знаний обучающегося, квалифи-кации работника, качества продукции, рабочих мест и пр.

5

Аттестация высшего учебного заведения

установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников высшего учебного заведения требованиям государственных образова-тельных стандартов высшего профессионального образования (ГОС) по направлениям подготовки (специальностям)

6

Бакалавр

квалификация (степень), присваеваемая выпускнику высшего учебного заведения, реализовавшему пер-вую ступень высшего профессионального образова-ния, успешно прошедшему итоговую аттестацию и защитившему выпускную квалификационную работу

7

Вариативная (элективная) часть образовательной
программы

часть образовательной программы, предлагающая набор учебных дисциплин, из которых могут быть составлены различные варианты учебного плана

8

Виртуальная среда обучения

открытая система, представляющая комплекс специальных объединенных телекоммуникациями средств обучения, обеспечивающих согласованную совместную работу и возможность интерактивного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса

9

Воспитание

воздействие социума (в т.ч. целенаправленное) на человека для введения его в рамки определенной цивилизации путем формирования у него определенных личностных качеств, системы ценностей, моральных принципов, взглядов, убеждений

10

Высшее профессиональное
образование

образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляяемое в высшем учебном заведении по профессиональным образовательным программам, завершающееся итоговой аттестацией, выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании и присвоением соответствующей квалификации (степени) при условии ее успешного завершения

11

Государственная аккредитация высшего учебного заведения

установление (подтверждение) на определенный срок государственного статуса высшего учебного заведения по данному перечню образовательных программ высшего профессионального образования, с правом выдавать выпускникам документы о высшем образовании государственного образца

12

Государственный документ
о высшем профессиональном
образовании

документ государственного образца (диплом), выдаваемый аккредитованным высшим учебным заведением в подтверждение того, что его обладатель успешно завершил основную аккредитованную профессиональную образовательную программу и имеет право продолжить образование на следующем уровне и (или) осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной квалификацией по направлению (специальности) обучения

13

Государственный
образовательный стандарт

базовый нормативный документ федерального значения, определяющий содержание и уровень подготовки обучающихся по определенной образовательной программе

14

Дипломированный специалист

квалификация (степень), присваиваемая выпускнику высшего учебного заведения, реализовавшему вторую ступень высшего профессионального образования, успешно прошедшему итоговую аттестацию и защитившему дипломный проект

15

Дополнительное
профессиональное образование

целенаправленное повышение профессиональных знаний и совершенствование мастерства путем соче-тания самообразования и обучения в образова-тельных учреждениях, включающее повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку на предприятиях и организациях

16

Инициация

общественное признание уровня знаний, достигнутого студентом, в процессе аттестаций различного уровня

17

Качество образования

уровень образовательной услуги, удовлетворяющий ожиданиям потребителей (студентов, их родителей, работодателей и общества в целом). Качество образования зависит от следующих групп факторов: задатков (способностей) обучающегося, компетенции преподавательского состава и образовательной среды, созданной учебным заведением

18

Квалификация по
направлению или
специальности высшего
профессионального
образования

уровень обученности и подготовленности специалиста к выполнению профессиональной деятельности по определенному направлению или специальности

19

Кр?дит

зачетная единица трудоемкости обучения

20

Лицензирование высшего учебного заведения

выдача лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования

21

Магистр

квалификация (степень), присваиваемая выпускнику высшего учебного заведения, реализовавшему тре-тью ступень высшего профессионального образо-
вания, успешно прошедшему итоговую аттестацию и защитившему магистерскую диссертацию

22

Модуль (юнита)

единица объема знаний и умений, предназначенных для изучения в течение 36 академических часов или 45 академических часов с учетом времени, отводимого на экзаменационные сессии. Модуль является логически законченной и самостоятельно изучаемой частью учебного курса

23

Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта (ГОС)

часть ГОС, отражающая национально-региональные особенности подготовки специалистов по направлениям подготовки (специальностям), включаемая при необходимости в образовательную программу самим вузом

24

Нормативный срок обучения

расчетный срок освоения выпускником основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования для очной формы обучения, установленный Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования

25

Образование

целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся образовательных уровней (цензов), установленных государством

26

Образовательная программа

программа, определяющая содержание образования определенного уровня и направленности. Образовательные программы подразделяются на: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные)

27

Образовательное учреждение

учреждение, осуществляющее образовательный процесс по реализации одной или нескольких образовательных программ в сочетании с воспитанием обучающихся

28

Образовательный стандарт

нормативный документ, определяющий условия и уровень подготовки специалистов с высшим образованием

29

Образовательный ценз

определенный уровень образования, достигнутый обучающимся и удостоверенный соответствующим официальным документом об образовании

30

Обучение

процесс формирования у обучающихся знаний, умений и навыков под руководством педагогов, мастеров, наставников

31

Обязательная часть
образовательной программы

часть образовательной программы, содержащая набор обязательных учебных дисциплин в соответствии с государственным образовательным стандартом

32

Обязательная часть учебного плана

перечень учебных дисциплин, предназначенных для обязательного усвоения всеми студентами данного направления

33

Обязательные дисциплины

дисциплины, установленные для обязательного изучения государственным образовательным стандартом по соответствующим направлениям подготовки и специализации

34

Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования

образовательная программа, определяющая в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования содержание образования по направлению (специальности) определенного уровня высшего профессионального образования, включая всю совокупность образовательных услуг

35

Открытое образование

форма образования с неопределенным предыдущим образовательным цензом, не установленным сроком обучения и с возможностью гибких изменений учебного плана

36

Послевузовская подготовка

получение специалистом высшей квалификации путем обучения в аспирантуре или докторантуре

37

Рейтинг (англ. Rating)

индивидуальный числовой показатель оценки достижений, степень популярности

38

Самостоятельная работа
студента

выполнение различных заданий учебного, исследовательского и самообразовательного характера, средством усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности; формирование навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства с применением ИКТ-обучения; текстуальные занятия (работа с текстами) и работа с лекционным материалом

39

Сокращенные
образовательные программы

образовательные программы, которые реализуются в сроки и в объемах, сокращенных по сравнению с нормативными

40

Стажировка

формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, учений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки

41

Статус студента

положение студента, определяемое совокупностью его прав на получение высшего профессионального образования, регламентируемых законодательством, и его обязанностей по освоению определенной образовательной программы и поведению в социуме

42

Структура высшего
профессионального
образования

совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования, характеризующих уровни высшего профессионального образования

43

Студент

лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение приказом ректора для обучения по образовательной программе высшего профессионального образования

44

Ускоренный график обучения

график, рассчитанный на сокращение срока обучения по сравнению с нормативным

45

Учебная дисциплина

система знаний, умений и навыков в определенной области науки, техники, искусства, производственной деятельности, предназначенная для изучения в образовательном учреждении. По содержанию дисциплины бывают общеобразовательными или специальными, определяющими профиль подготовки специалиста

46

Учебный план

документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в образовательном учреждении или на определенной ступени образования, объем и последовательность их изучения, разбивку по учебным периодам, виды и сроки промежуточной аттестации

47

Учебный продукт

учебная информация, закрепленная на определенном носителе или их сочетании, и предназначенная для использования в учебном процессе

48

Факультативный

возможный, необязательный; предоставляемый на выбор

49

Федеральный компонент
государственного
образовательного стандарта (ГОС)

часть ГОС, обязательная для включения в образовательную программу любого вуза Российской Федерации

50

Элективная часть учебного плана

перечень учебных дисциплин, на основании которого студент самостоятельно формирует определенный набор дисциплин для изучения