Курс: Брендинг - Российская терминология использования понятий «товарный знак» и «бренд»

Российская терминология использования понятий «товарный знак» и «бренд»

Закрепленное в отечественном законодательстве понятие “товарный знак” используется в хозяйственной деятельности иначе чем “бренд” и охраняется по-особенному. А такие понятия как “торговая марка” и “бренд” вообще не являются легитимными и в зависимости от вкладываемого смысла могут иметь самые разные значения. Терминологический аспект имеет принципиальное значение для анализа проблем, связанных с защитой интеллектуальной собственности в России.

В соответствии с российским законодательством средства индивидуализации приравниваются к результатам интеллектуальной деятельности. Абзац 1 ст. 138 ГК РФ гласит: "В случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.)" [6].

Отношения, связанные с охраной и использованием прав на товарные знаки, знаки обслуживания и наименование мест происхождения товаров, регулируются Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров" [2]. Специального закона, касающегося фирменных наименований, в России нет. Несмотря на это, известные на территории России фирменные наименования, а также фирменные наименования, зарегистрированные в качестве товарных знаков (знаков обслуживания), охраняются Законом РФ "О товарных знаках".

В соответствии с законодательством правовая охрана на территории РФ предоставляется только товарным знакам, а не брендам или торговым маркам. В Законе товарный знак и знак обслуживания определяются как обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Но называться товарным знаком может не всякое обозначение, обладающее отличительными характеристиками, а лишь то, которое зарегистрировано в соответствии с установленными процедурами в Роспатенте (следует из последующих положений закона). Только в этом случае обозначение можно считать охраноспособным. Из этого следует, что товарный знак – это обозначение, используемое для различия товаров или услуг различных производителей или продавцов, зарегистрированное в патентных органах в соответствии с установленной российским законодательством процедурой.

Но представителями бизнеса используются совсем другие понятия: “торговая марка” и “бренд”. Маркетологи обычно используют понятие “торговая марка”. Оно возникло до вступления в силу Закона РФ “О товарных знаках”, а после вступления в силу Закона это понятие используется, в основном, по отношению к маркетинговым проблемам.

Отсутствие в Законе определения “торговая марка” не означает полного отказа от использования этого термина. По мнению специалистов, термин "торговая марка" вполне корректно использовать по отношению к обозначениям, которые служат для различия товаров или услуг, но не зарегистрированы в Патентном агентстве, а, следовательно, не могут считаться "товарными знаками".

Различия между брендами и товарными знаками становятся принципиальными при рассмотрении вопросов правовой охраны. В Российском законодательстве разграничение по критерию известности и узнаваемости происходит по факту регистрации обозначения. В результате этого многие вопросы, связанные с защитой брендов в России, остаются неурегулированными.



Индекс материала
Курс: Брендинг
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие бренда
Бренд, товар, потребитель
Соотношение понятий «бренд» и «товарный знак»
Основные характеристики бренда
Индивидуальность бренда
Стратегические цели бренда
Российская терминология использования понятий «товарный знак» и «бренд»
Организации, осуществляющие регистрацию и охрану товарных знаков
Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент)
Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России)
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)
Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России)
Судебные органы
Коммуникационный процесс бренда
Составляющие коммуникационного процесса бренда и их функции
Требования к формированию бренда
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА
Этапы формирования и признаки отличия бренда
Процесс формирования отношений покупателей к бренду
Позиционирование торговой марки и бренда, виды позиционирования
Западный и восточный подходы к созданию бренда
Западный бренд
Восточный бренд
Основные отличия двух подходов к брендингу
Организация маркетинговой деятельности
Рекламная деятельность
Стратегический маркетинг
Бренд и франчайзинг. Формирование системы отношений франчайзинга
Бренд-имидж
Фирменный стиль
Стратегия управления активами бренда
Стратегическое управление компанией
Формирование стратегии управления активами бренда
Портрет бренда как управление его активами
Ценообразование и методы оценки капитала
Оценка стоимости торговой марки
Марочный капитал и методы его оценки
Корпоративные формы развития бренда
Все страницы