Древнерусское искусство второй половины XII - XIII веков

Древнерусское искусство второй половины XII - XIII веков


№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Алтарная преграда

преграда, отделяющая алтарь, от основного простран­ства храма

2

Антаблемент

верхняя горизонтальная, поддерживаемая колоннами, часть архитектурного ордера. Антаблемент состоит из трех горизонтально расположенных членений: архи­трава, фриза и карниза

3

Аркатурно-колончатый фриз

элемент декорации фасадов храмов. Декоративный фриз, состоящий из полуколонок, как бы висящих на­подобие бахромы, на которые опираются арочки

4

Аркосолий

аркообразная ниша, чаще всего используемая в ран-нехристианских и средневековых храмах как место установки саркофага при погребении

5

Архивольт

наружное обрамление пролета арки, лицевая и ниж­няя поверхность арки, архитектурно оформленная выявлением арочной кладки, профилировкой

6

Архитрав

балка, опирающаяся непосредственно на колонны, самая нижняя часть антаблемента

7

Бесстолпный храм

типология храма, в которой купол опирается не на столбы, а на выступающие участки стен

8

Богоматерь Великая Панагия

(от греч. панагия – всесвятая) - иконографический тип Богоматери, стоящей в рост с воздетыми руками и юным Христом в медальоне на груди, восходит к древнему прославленному образу Влахернского храма в Константинополе

9

Владимирская Богоматерь

икона Богоматери типа Умиления, привезенная на Русь из Константинополя около 1130 г., из Киева пе­ренесена во Владимир князем Андреем Боголюбским, где находилась в построенном для нее Успенском соборе, отчего и получила свое название. В 1395 г. перенесена в Москву, в Успенский собор Москов­ского Кремля. Прославлена чудотворениями, неод­нократно спасала Русь от вражеского разорения, стала главной святыней, как ее называют «палладиумом» русской земли. Икона стала основой самостоятельной иконографии - Богоматери Владимирской

10

Граффити

надписи, процарапанные по фресковому штукатур­ному грунту, обычно в нижних частях стен древне­русских храмов. Граффити бывают молитвенного, ис­торического, бытового содержания

11

Двунадесятые праздники

двенадцать главных праздников, установленных хри­стианской Церковью в память о центральных собы­тиях евангельской и церковной истории. Восемь из них связаны с событиями из жизни Христа, они назы-ваются Господскими, четыре установлены в честь Богоматери - богородичные

12

Деисус

(от греч. «дессис» - моление, прошение) - изо­бражение Христа как Судии, к которому с молитвой обращается Богоматерь, Иоанн Предтеча, Архангелы, святые

13

Звезды девства

на мафории (покрывале) Богоматери всегда изображаются три звезды - одна на голове и две на плечах, символизирующие девственную чистоту Девы Марии

14

Иконография

(от греч. слов «эйкона» - образ, и «графо» - пишу) - строго установленная система изображения какого-либо персонажа или сюжетных сцен

15

Иконостас

сложившаяся на Руси форма высокой алтарной преграды, состоящая из нескольких рядов икон, каждый ряд имеет свое символическое содержание

16

Кентавр

персонаж античной философии, получеловек-полу
конь. В средневековом искусстве изображение кентавра соединялось с апокрифическим образом Китовраса - мифологического существа, обладавшего великими знаниями и мудростью

17

Надпредстольный киворий

в средневековых храмах сень на нескольких колоннах с куполом, выделяющая престол в алтаре, как глав­ную святыню храма

18

Орудия страстей

изображение на основании евангельского текста тро­сти, на которой римские воины подали Христу на кресте губку с уксусом, копья, которым были пробо­дены его ребра, гвозди, которыми были прибиты к кресту его руки и ноги

19

Покров Богородицы

праздник, установленный Русской Церковью в память видения, бывшего св. Андрею Юродивому во Влахер
нском храме Константинополя. Св. Андрей увидел Богородицу, окруженную святыми, молящуюся и простирающая над людьми в храме свой покров. Воспринимался как заступничество Бо­городицы за род человеческий и за Русь

20

Полотенца

декоративные росписи нижних частей стен и столпов в интерьерах древнерусских храмов, имитирующие пелены из ткани

21

Поребрик

элемент декорации фасадов храмов. Декоративный фриз, состоящий из поставленных углом, так, чтобы выступали ребра кирпичей или небольших каменных блоков

22

Потир

богослужебный сосуд, предназначенный для причас­тия

23

Праотцы

церковно-библейское название предков Христа по че­ловечеству. В воскресенье за две недели до Рождества Христова Церковью установлено празднование всем праотцам от Адама до Иосифа Обручника, мужа Богородицы

24

Псалтырь

или книга Псалмов - кононическая книга Ветхого За­вета, состоящая из 151 псалма, или песни - лириче­ского стиха, прославляющнго Бога

25

Рипиды

серебряный или золотой круг или четырехлистник с изображением шестикрылого серафима на длинной прямой ручке, символизирует присутствие и сослу­жение небесных сил во время свершения литургии

26

Список

повторение, достаточно точное в деталях, почитае­мого или чудотворно прославленного иконного об­раза

27

Темплон

элемент византийской алтарной преграды. Первона­чально темплоном назывался архитрав, на который ставились иконы, позже обозначение темплон пере­ходит на сами написанные на длинных горизонталь­ных досках иконы

28

Тябла

слово произошло от греческого «темплон», тябло - деревянный брус в конструкции алтарной преграды или высокого иконостаса, на который ставили иконы. Тябла декорировались резьбой или росписью

29

Умиление

(от греч. Елеуса – милующая) - иконографический тип Богоматери с Младенцем Христом, прижимаю­щимся щечкой к лицу Богородицы, известен еще в раннехристианском искусстве. Был особенно распро­странен в Византии с XI в. Изображение может быть ростовым или поясным, на Руси наиболее широкое распространение получило поясное