Древнерусское искусство X – первой половины XII веков

Древнерусское искусство X – первой половины XII веков


№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Апсида

выступ в восточной части храма, обычно полукруглой, реже граненной формы, обычно перекрыт полукупольным сводом. Внутри апсиды помещается алтарь церкви

2

Аркбутан

открытая полуарка, служащая для передачи давления сводов на контрофорс

3

Ассист

линии в виде лучей, исполненные золотом или серебром по красочному слою, является образом света, до XV в. ассистами отмечали только одежды Христа и изображения небесных сил, позже роль его становится декоративной

4

Богоматерь Знамение

новгородская икона Богоматери типа поясной Влахернской - Богоматери с поднятыми в молении руками и с изображением Младенца Христа в медальоне на груди. Основой изображения является текст пророчества Исаии о воплощении Христа. В 1169 г. благодаря чуду от иконы Новгородцы в неравном бою победили суздальские войска. С этого времени за иконой утвердилось название «Знамение», ставшее названием иконографии

5

Богоматерь Оранта

от латинского слова «орантис» - взывающий, изображение фигуры в позе молитвы с воздетыми руками, один из иконографических типов изображения Богоматери

6

Ветхий Деньми

изображение Христа в образе старца на основании текста пророчества Даниила (Книга Пророка Даниила,
7, 9)

7

Византинизирующее

направление

по отношению к искусству второй половины - конца
XII в. - направление в русской живописи, ориентированное на позднекомниновское константинопольское искусство

8

Вима

изначально - наименование платформы, которая поддер-живала алтарь в античном греческом храме,
в византийском храме обозначение пространства алтаря, иногда - алтарного свода

9

Горнее место

ниша с седалищем в алтаре за престолом

10

Домонгольское искусство

искусство Древней Руси с конца X до середины
XIII века, до разорения Руси в результате татаро-монгольского нашествия. Начальный этап русской культуры

11

Евхаристия

по-гречески благодарение, в иконографии - изображение Причащения Христом апостолов хлебом и вином

12

Житийная икона

икона, в клеймах или же в отдельных сценах которой изображены эпизоды жития святого, сопровождаемые надписями

13

Закомара

полукруглое завершение верхней части стены храма, обычно соответствующее форме внутреннего свода. Позакомарным покрытием называется покрытие по сводам

14

Контрфорс

вертикальный массивный выступ стены, усиливающий ее устойчивость

15

Конха

по-гречески раковина, перекрытие алтарной апсиды в форме полукупола

16

Краснофонными иконами

условное название группы новгородских икон
XIII-XIV вв., отличающихся ориентацией на народные представления, упрощенностью живописи, крайним аскутизмом. Все написаны на красных фонах

17

Кратир

богослужебный сосуд в форме чаши с двумя ручками, расширяющейся кверху, в плане имеющей форму квадрифолия - четырехлистника. Кратиры были распространены в византийской богослужебной практике

18

Крестово-купольный храм

разработанная в Византии типология храма, в которой купол опирается на четыре опоры, столба, примыкающие к подкупольному пространству, крытые полуциркульными сводами части образуют внутренний крест, углы также перекрыты сводами или куполами

19

Ктиторское изображение

изображение благотворителя или строителя храма

20

Лопатка

вертикальный плоский и узкий выступ на стене, напоминающий пилястру, но не имеющий базы
и капители

21

Люнет

арочный проем в своде или куполе, поле стены, заключенное между аркой и ее опорами

22

Нартекс

по-русски притвор, крытое помещение у главного входа в храм, в раннехристианское время служило для кающихся и готовящихся принять крещение - оглашенных

23

Нерукотворный Образ

первоикона, изображение Христа, чудесным образом отпечатлевшееся на плате, когда он оттер им лицо. Почитание Нерукотворного образа в Византиии становится особенно сильным с сер. X в.

24

Неф

внутренняя часть здания, отделенная от других рядами столбов

25

Одигитрия

по-гречески Путеводительница. Иконографический тип Богоматери с Младенцем на руках, Христос смотрит перед собой, правой рукой благословляет, в левой держит свиток. Один из самых распространенных типов в христианском искусстве, известен с VI в.

26

Пантократор

в переводе с греческого Вседержитель, изображение Христа, поясное или сидящего на престоле

27

Плави

способ наложения слоев вохрения при написании ликов, переходы от темного к светлому даются незаметно, слои как бы переходят один в другой, имеют тонкие градации

28

Плинфа

древний плоский неформованный кирпич

29

Полилития

орнаментальная панель в нижних частях росписей храмов, имитирующая декорацию стен цветными мраморами

30

Портал

декоративно обработанный дверной проем здания

31

Преподобный

так называются святые монахи, прославленные Церковью

32

Пробела

блики, наносимые белилами при написании ликов, выявлявшие форму, объем, рисунок. Пробела являются образом света

33

Протоевангельского цикла

сцены, изображающие события жизни Богоматери, включающие рождение и детство. Литературной основой является апокрифическое «Протоевангелие от Иакова» и еще несколько произведений

34

Святительский чин

изображение в алтарной апсиде отцов Церкви - авторов и коментаторов текста литургии, прославленных богословов, послуживших делу утверждения догматических основ христианского вероучения

35

Сион

Дарохранительница в виде модели храма, богослужеб-ный сосуд, предназначенный для хранения запасных Святых Даров, ставился на престоле. На Руси имел еще название «Иерусалима», в воспомиание храма Гроба Господня

36

Смальтовая мозаика

мозаика, выложенная из кубиков цветных стеклянных сплавов

37

Сопрестолие

каменные скамьи по стенам алтарной апсиды для священников, на которые они садились в определенные моменты службы (при чтении Апостола)

38

Страстной цикл

изображение событий последней перед распятием недели жизни Христа, включающие моление о чаше, предательство Иуды, осуждение и страдания Христа

39

Тератологический стиль

орнаментальный стиль украшения рукописей, отличительной чертой является сложное переплетение линий, в которые включаются изображения людей и животных и чудовищ. Название происходит от греческого слова «тератологос» - фантастический

40

Трансепт

поперечная часть или поперечный неф храма

41

Фреска

техника живописи минеральными красками по сырой штукатурке, в древнерусском искусстве чистой фрески не существовало, сначала делалась фресковая подготовка, потом изображение дорабатывалось по просохшему грунту красками на клеевом связующем

42

Хоры

верхняя галерея в храме для пребывания царской или княжеской семьи. Немного позже на хорах стали размещать маленькие придельные храмы

43

Царские врата

центральные двери алтарной преграды или иконостаса, ведущие в алтарь, Царскими называются, т.к. через них выносятся Святые Дары или Евангелие, означающие присутствие Христа - Царя Славы. Сам алтарь - образ царствия небесного

44

Цемянка

известковый строительный раствор с добавлением тол­ченого кирпича

45

Этимасия

престол уготованный - изображение престола, покры­того покровом или гиматием Христа, на котором лежит Евангелие, символизирует незримое присутствие Бога, престол прообразует и Тайную вечерю, и гроб Господень, и его воскресение и второе пришествие в день Страшного Суда