Искусство Древней Руси XIV - первой половины XVI вв

Искусство Древней Руси XIV - первой половины XVI вв


№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Апсида

примыкающий с восточной стороны к основному объему здания выступ полукруглой, граненой, прямоугольной либо сложной формы в плане. Этим термином почти всегда обозначаются алтарные объемы

2

Аркатурно-колончатый пояс

архитектурный декор в виде ряда глухих арок, опирающихся на колонны

3

Белый камень

известняк, используемый в архитектуре для кладки стен или включаемый в кирпичную кладку для усиления прочности либо в виде декоративных элементов

4

«Ветхий деньми»

(древний, насыщенный днями) тип изображения Иисуса Христа (в поздней иконографии — Саваофа) в виде седовласого старца

5

Вохра

или охра - минеральная краска желтого цвета различных оттенков ? от коричневатого до розового. Вохрение в древнерусской живописи охряные высветления ликов и других частей тела, положенные поверх санкиря, одна из стадий личного письма, состоящая из послойного наложения охры

6

Гиматий

- плащ. В совокупности с хитоном истолковывался как одежда странствующих проповедников, в которой в иконописи чаще всего изображают Иисуса Христа в событиях его земной жизни и апостолов

7

Горка, лещадка

(колотый, плоский камень) элемент пейзажа на иконах, изображаемый в виде уступов гор к небу как символ духовного восхождения

8

Движки

мелкие пробелы, элемент личного письма в виде светлых тонких линий, которые символизируют нетварный, божественный свет

9

Деисус, деисис

(от греч. - моление) - композиция, изображающая молитвенное предстояние святых перед Иисусом Христом. Дисусный чин - второй снизу ряд иконостаса, в котором по правую и левую руку от иконы Христа расположены иконы Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила, апостолов Петра и Павла и т.д

10

Дьяконник

примыкающее с юга к основному объему алтаря помещение, в котором хранятся облачения священнослужителей и запасная утварь

11

Жертвенник

примыкающее с севера к основному алтарному объему помещение, в котором совершается начало литургии

12

Житийная икона

икона, в клеймах которой окружающих средник с образом святого, отражены события его жизни (древнерус. — житие) и его деяния

13

Закомара

полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, примерно соответствующее кривизне прилегающего свода

14

Звон

ярус колокольни, имеющий арки или прямоугольные проемы для колоколов. Звонница — возведенная на церковном здании либо в стороне от него стенка с проемами, с которых подвешены колокола.

15

Знамение

или Оранта (чудо, знак, посланный свыше) - тип изображения Богоматери с воздетыми в молении руками (лат. оrаrе — молиться), медальон с образом Эммануила на груди. Вариант иконы — Панагия

16

Золотая наводка
на меди

технологически очень сложный вид художественного ремесла, при котором для создания изображений в рисунок, прорезанный на металлической (медной) пластине, вплавляется тонкая золотая проволока. «Золотые врата» - медные двери, пластины которой представляют собой иконографические композиции, исполненные золотой наводкой

17

Иконография

1. Особенности изображения святого или священного события, согласно канону. 2. Описание и систематизация установленных каноном изображений. Извод иконографический — вариант иконографии в пределах канонического образа

18

Иконостас

перегородка между алтарем и центральной частью храма, на которой рядами расположены иконы. Сложился на русской почве, в Византии существовали лишь низкие алтарные преграды. В классическом русском иконостасе нижний ряд состоит из рядов (снизу вверх) т. наз. местных икон, десуса, праздничного, пророческого и праотеческого.

19

Киноварь

минеральная краска различных оттенков алого цвета

20

Клеймо

сцена жития святого на поле житийной иконы

21

Левкас

(греч.) белая грунтовая основа, покрывающая доску или стену храма, для иконной и настенной живописи

22

Лопатка

не имеющий базы и капители верхний ленточный выступ стены, разделяющий или ограничивающий ее поверхность

23

Мафорий

длинное покрывало до колен, обязательная принадлежность одежды палестинских и сирийских женщин. В мафории всегда изображают Богородицу и святых жен

24

Не рыдай Мене Мати

тип изображения Богоматери, оплакивающей Спасителя перед положением в гроб после Распятия

25

Нерукотворный Образ

или Убрус (плат, полотенце) - тип изображения Иисуса Христа, в основу которого положено предание о чудесном (нерукотворном) отпечатке лика Спасителя на ткани

26

Одигитрия

(греч. Путеводительница) - тип изображения Богоматери с Младенцем на руках. Характерной особенностью является положение руки Богородицы, указывающей на Христа

27

Омофор

часть архиерейского облачения (облачения высоких священников), длинное узкое покрывало, возлагаемое на плечи поверх всех одежд

28

Пантократор

(греч. Вседержитель) один из основных типов изображения Иисуса Христа с благословляющей десницей (правой рукой) и Евангелием

29

Парус

конструктивный элемент в виде сферического треугольника либо сферической трапеции, обращенных сужением книзу, а дугой в горизонтальной плоскости — кверху; употребляется в переходе от граненого объема (как правило, квадратного) к округлому (обычно цилиндрическому)

30

Подпружная арка

арка, поддерживающая свод

31

Ползучая арка

арка с пятами на разных уровнях

32

«Предста Царица
одесную Тебе»

тип иконографии, в котором Христос и Богоматерь изображаются в царских одеждах

33

Престол

неподвижный четырехугольный стол в центре алтаря, служащий для совершения Евхаристии. Престол накрыт тканью с литургической символикой; на его верхней плоскости находятся Евангелие с напрестольными крестами по сторонам, а также дарохранительница

34

Придел

дополнительный храм со своим престолом и иконостасом, примыкающий к основному церковному зданию либо включенный в его объем

35

Пробела, пробелка

белильные мазки, в доличном письме ? моделировка светлых частей изображения, символизирует касание божественного света. Завершают построение формы

36

Прорись

контурный рисунок иконного образа, используемый как подготовительный для создания иконы

37

Прясло

участок стены, ограниченный с боков вертикальными опорами (лопатками, пилонами, полуколоннами, столбами, пилястрами), либо башнями

38

Санкирь

в личном письме ? первый слой, на который кладется вохрение. Первоначальный темный тон, которым пишутся на иконе лик и открытые части тела изображенного. При дальнейшей живописной проработке санкирь в значительной части перекрывается вохрениями, оставаясь лишь как теневой тон.

39

Свод

криволинейное перекрытие здания, передающее на основание не только нагрузку, но и распор

40

Символы
евангелиистов

изображения четырех животных, сопровождающих явление Бога в славе. В иконографии соотнесены с евангелистами: ангел — символ Матфея, телец — Луки, лев — Марка, орел — Иоанна

41

Таблетка

название, принятое в XX в. для небольших икон, написанных не на доске, а на загрунтованной ткани (древнерусское название «полотенце») с двух сторон

42

Трехлопастная арка

декоративный элемент в виде трех дуг, из которых средняя опирается на концы боковых, зеркально повторяющих друг друга

43

Умиление

или Елеуса (греч. милостивая, милующая) - тип изображения Богоматери, ласкающей Младенца Христа. Соприкосновение ликов Богомладенца и Богородицы символически передает идею Боговоплощения как соединение небесного и земного миров

44

Хоры

или полати - балкон, галерея либо лоджия внутри парадного зала или в церкви

45

Царские врата

средние двери иконостаса, расположенные по оси алтарного престола

46

Эммануил

(от древнеевр. ? с нами Бог) - тип изображения Иисуса Христа в младенческом или отроческом возрасте

47

Этимасия

(от. греч. приготовленный) - изображение небесного престола, уготованного для Второго Пришествия Царя царей — Иисуса Христа, грядущего во славе. Изображается с лежащим на нем Евангелием и Крестом, а также сходящим на него голубем