Русское искусство второй половины XVI - XVII вв

Русское искусство второй половины XVI - XVII вв


№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Акант

листья с выемчатым, извилисто-зубчатым краем, берущие начало из античной архитектуры (в коринфской и композитной капители)

2

Ангел
Великого Совета

тип изображения Иисуса Христа в виде юноши с крыльями ангела и восьмиконечным нимбом. Также именуется «Спас благое молчание»

3

Архиерейский дом

или митрополия - официальная резиденция епископа, архиепископа или митрополита, служащая также жилым помещением

4

Архивольт

рельефное обрамление арочного изгиба

5

Анонимная
типография

типография, работавшая в Москве в 1550-1560-х гг., до Ивана Федорова

6

Ассист, асист

клеящий состав для наложения листового золота или серебра на поверхность иконы

7

Басма

(от турецк. — оттиск, отпечаток) - тонкие пластинки из серебра, золота и других металлов с тисненым узором, покрывающие поверхность иконы

8

Бой

ряд бойниц в древнерусской крепости

9

Восьмерик

объем здания, имеющий восьмигранник в плане

10

Годуновское
направление

в живописи 1580-1590-х гг. архаизирующее течение, стремящееся к восстановлению строгого величественного стиля конца XV в. Мастера этого стиля идеалом видели искусство Дионисия

11

Доличное письмо

стадия работы над иконой: сначала пишется все, кроме ликов и открытых частей тела, — фон, пейзаж, палаты, фигуры, нимбы и т.д.

12

Древо Иессеево

живописная композиция, изображающая родословную Иисуса Христа в виде древа с медальонами на ветвях, в которых среди цветов, лепестков и стеблей пышного растительного орнамента могут располагаться иудейские цари, пророки и даже античные философы

13

Изразец

элемент керамической облицовки стен зданий и печей, имеющий на тыльной стороне коробчатый выступ для сцепления с основной кладкой

14

Канон иконописный

свод правил, приемов, символов, принятых в иконографии для изображения того или иного образа

15

Киворий

поддерживаемая колоннами сень над престолом, святым источником и т.п.

16

Килевидный

имеющий форму, близкую полукругу или полуовалу, с внешним заострением над серединой дуги

17

Кокошник

архитектурно-декоративный элемент, напоминающий закомару, но отличающийся от нее отсутствием реальной сводчатой конструкции за полукружием, которая соответствовала бы его очертаниям

18

Лекальный кирпич

профилированный кирпич, отесанный по специальному шаблону

19

Лицевая рукопись

или подлинник иконописный, практическое руководство для иконописца с описанием и образцами изображений; Лицевая рукопись - рукопись с иллюстрациями

20

Личное письмо

стадия работы над иконой, когда прописываются лики и открытые части тела

21

Маска, маскарон

включенное в архитектурный декор скульптурное изображение львиной морды, лица человека, фавна и т.п.

22

Минея

(от греч. - месяц) - книга или икона, в которой Праздники и святые расположены в порядке празднования их по календарю

23

Многообломный

имеющий в сечении множество уступов и изгибов

24

«Отечество»

символическое изображение Троицы, на которой Бог-Отец или Саваоф держит на коленях Христа

25

Пелена

ткань с шитым изображением положения Христа во гроб

26

Печура

ниша на внутренней поверхности стены в древнерусском каменном здании

27

Пилястра

плоский или каннелированный вертикальный выступ на фоне стены, имеющий базу и капитель

28

Подклет

низкий этаж здания в доордерной русской архитектуре, незначительно возвышающийся над землей

29

Поребрик

орнаментальная горизонтальная полоса на фасаде, образованная одним рядом кирпичей, которые одинаково положены плашмя или на ребро под углом к поверхности стены

30

Посад

торгово-промышленное поселение, примыкавшее снаружи к укрепленному ядру (Кремлю-детинцу) древнерусского города

31

«Северные письма»

иконы «простонародного», фольклорного стиля, распространенные в северорусских землях и тяготеющие по происхождению к искусству Новгорода Великого

32

Скань

или филигрань - вид ювелирной техники, выполнение ажурных или напаянных на инталлический фон узоров из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки

33

«Смоленское дело»

каменная крепость города Смоленска, построенная зодчим Федором Конем; сооружение, обладающее высочайшими архитектурно-художествеными достоинствами, вошло в сознание русского народа как событие огромной важности для укрепления русского государства

34

Солея

небольшое протяженное возвышение перед иконостасом, на которое во время богослужения выходит священник для произнесения проповеди

35

Старопечатный
орнамент

книжный орнамент, в котором в узорных клеймах внутри заставки расположены пышные крупные листья и травы, стилизованные цветы и плоды

36

Строгановская школа
живописи

условное название особо утонченного стиля древнерусской живописи рубежа XVI-XVII вв., названого по имени промышленников и меценатов, сольвычегодских купцов Строгановых, имевших собственные иконописные мастерские, хотя большинством авторов «строгановских икон» были московские иконописцы (крупнейший Прокопий Чирин)

37

Трапезная

1) столовая палата в монастыре; 2) западная часть церковного здания, примыкающая с запада к его главному объему и обычно включающая в себя зимний храм

38

Фряжское письмо

(в Древней Руси «фрязин» — итальянец) - стиль иконописи, сформировавшийся в России в XVII—XVIII вв. под влиянием западноевропейской живописи

39

Чернь

сплав серебра, свинца, серы и др., с помощью которого украшают изделия из металлов, главным образом из серебра

40

Шатер

пирамидальное покрытие с крутыми скатами

41

Шатровое зодчество

направление древнерусского зодчества, получившее название по характерному перекрытию храмовых зданий в виде шатра

42

Ширинка

декоративный мотив в виде заглубленного прямоугольника (обычно близкого квадрату) с уступчатым или профилированным обрамлением

43

Шитье в прикреп

сравнительно поздняя техника древнерусского шитья, при котором мягкие шелковые нити смешиваются с металлическими, становятся жесткими, и ими уже нельзя прошивать ткань насквозь

44

Эмаль,
эмалевые краски

краски на основе лаков, создающие прочное стекловидное покрытие, наплавляемое на металл