Сущность, генезис и история элитологии

Сущность, генезис и история элитологии



п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Авторханов Абдурахман Геназович
(1908-1997)

российский историк и писатель. До 1943 в СССР (в 1937 г. реп-рессирован), затем депортирован с оккупированного немецкими войсками Сев. Кавказа в Германию, где остался после войны. Труды о тоталитарной системе в СССР

2

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876)

российский революционер, публицист, один из основоположников анархизма, идеолог народничества, отвергал необходимость полити-ческой власти, централизации и подчинения авторитету, протестовал против любой формы использования государственной власти револ-юционерами, считал русскую крестьянскую общину готовой основой будущего социалистического общества, а русского крестьянина «прирожденным социалистом»

3

Бердяев Николай Александрович (1874-1948)

русский религиозный философ. Участвовал в сборниках «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). В 1922 г. выслан из Советской России. С 1925 г. – во Франции, издавал религиозно-философский журнал «Путь» (Париж, 1925-1940). От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персо-нализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически пости-гается в мире свободного духа, за пределами исторического времени

4

Вебер Макс
(1864-1920)

немецкий социолог, историк, экономист и юрист, основоположник так называемой понимающей социологии. Теория идеальных типов – абстрактных и произвольных мысленных конструкций историчес-кого процесса. Предметом социологии полагал изучение социальных действий; действие человека является социальным в том случае, если оно осмыслено и направлено на других людей

5

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945)

российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Академик АН СССР. Выдающаяся роль в становлении современной научной картины мира. В центре естественно-научных и философ-ских интересов – разработка целостного учения о биосфере, живом веществе и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность. Учение о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологи-ческого сознания. Развивал традиции русского космизма, опираю-щегося на идею внутреннего единства человечества и космоса

6

Ильин Иван Александрович (1883-1954)

российский религиозный философ, правовед, публицист. В филосо-фии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма, активный противник большевизма, идеолог «белого» движения. В 1922 г. выслан за границу. Профессор Русского науч-ного института в Берлине и издатель журнала «Русский колокол»

7

Карлейль Томас (1795-1881)

английский публицист, историк и философ. Выдвинул концепцию «культа героев», единственных творцов истории

8

Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н.э.)

древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные этические взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»)

9

Лао-цзы (Ли Эр)

легендарный автор древнекитайского трактата «Лао-цзы» (древнее название – «Дао дэ цзин», 4-3 вв. до н.э.), канонического сочинения даосизма. Основное понятие трактата – дао. Вытекающий из дао образ действий – недеяние (у вэй): уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения культуры и морали

10

Лебон Гюстав
(1841-1931)

французский ученый, социальный психолог. Выдвинул один из первых вариантов теории «массового общества». В книге «Психо-логия народов и масс» (1895) рассматривал толпу как иррацио-нальную разрушительную силу, подавляющую индивидуальность человека. Отвергал идею социального равенства и социализм

11

Легитимация

(лат. legitimus), признание или подтверждение законности государст-венной власти, какого-либо социального института, статуса, полно-мочий, опирающихся на принятые в данном обществе ценности. Осно-вой легитимации могут быть традиции и обычаи, харизма, конституцион-ные нормы, демократические выборы, референдум или плебисцит

12

Леонтьев Константин Николаевич
(1831-1891)

русский писатель, публицист и литературный критик; поздний славя-нофил; сторонник теории культурно-исторических типов. Считая главной опасностью либерализм с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия, проповедовал «византизм» - церков-ность, монархизм, сословную иерархию и т.п. и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений

13

Лосский Николай Онуфриевич
(1870-1965)

российский философ, один из крупнейших представителей интуити-визма и персонализма в России. В 1922 г. выслан за границу, до 1945 г. жил в Праге, в 1947-1950 гг. – в Нью-Йорке. Основные труды по психологии, логике, проблемам интуиции, свободы воли и др.

14

Макиавелли Никколо (1469-1527)

итальянский политический мыслитель, историк. Видел главную причину бедствий Италии в ее политической раздробленности, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть. Ради упрочения государства считал допустимыми любые средства, отсюда термин «макиавеллизм» для определения политики, пренебрегающей нормами морали

15

Михельс Роберт (1876-1936)

историк, экономист и социолог, сформулировал т.н. «железный закон олигархии» в демократическом обществе, утверждавший необходимость «активного меньшинства» - элиты и отвергавший господство масс

16

Моска Гаэтано (1858-1941)

итальянский юрист и социолог, концепция о «политическом или правящем классе» – разновидность теории элиты, демократию считал расширенной аристократией, критиковал фашизм

17

Мунье Эмманюэль (1905-50)

французский философ, основатель и глава французского персона-лизма. Путь освобождения человечества видел в моральном обновле-нии, духовной революции. Сторонник христианского социализма

18

Ницше Фридрих (1844-1900)

немецкий философ, представитель философии жизни. Противопоста-вил два начала бытия – «дионисийское» (жизненно-оргиастическое) и «аполлоновское» (созерцательно-упорядочивающее). В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры, проповедовал эстетический имморализм. В мифе о «сверхчеловеке» индивидуалистический культ сильной личности сочетал с романтическим идеалом «человека будущего»

19

Ортега-и-Гассет Хосе (1883-1955)

испанский философ и публицист, представитель философии жизни и философии антропологии. Подлинную реальность, дающую смысл человеческому бытию, усматривал в истории, истолковывая ее в духе экзистенциализма как духовный опыт непосредственного пере-живания. Один из главных представителей концепций «массового общества», массовой культуры и теории элиты

20

Парето Вильфредо (1848-1923)

итальянский экономист и социолог, представитель математической школы в политэкономии, один из основателей функционализма. Выдвинул концепцию «циркуляции (смены) элит», согласно которой основа общественных процессов – творческая сила и борьба элит за власть. Выделил два типа лидеров в элитах в зависимости от их психологического склада – «львы» и «лисы». Чередование элит происходит попеременно

21

Платон (428 или
427 до н.э.
348
или 347)

древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афи-нах Академию. Идеи – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи – подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Идеальное государство – иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники

22

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968)

социолог. Лидер «правых» эсеров; с 1922 г. в эмиграции, профессор Гарвардского университета. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов; утверждал, что современная культура переживает общий кризис, связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры. Один из родоначаль-ников теорий социальной стратификации и социальной мобильности

23

Ткачев Петр Никитич
(1844-85/86)

российский деятель революционного движения, один из идеологов народничества, публицист. Участник революционного движения 1860-х гг. Сторонник заговорщических методов борьбы. Большое внимание уделял проблемам прогресса, который делил на экономи-ческий, правовой, духовный и т.д.; цель прогресса – приведение в соответствие потребностей людей и возможностей их удовлет-ворения; необходимо установление равенства в обществе, что может быть достигнуто путем единства воспитания и общности условий жизни. Для этого нужно коренное преобразование общества, т.е. социальная революция, основу которой должен составлять политический договор меньшинства

24

Федотов Георгий Петрович
(1886-1951)

российский религиозный мыслитель, историк и публицист. С 1925 г. за рубежом, профессор Русского православного богословского института в Париже (до 1940), Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Один из основателей журнала «Новый град» (1931-1939). В исследованиях и многочисленных эссе анализируется своеобразие русской культуры и истории, место России между Востоком и Западом, основные культурно-исторические типы русского человека

25

Шелер Макс
(1874-1928)

немецкий философ, один из основоположников философской антропологии, аксиологии, социологии познания. Эволюционировал от феноменологии Гуссерля к персоналистской метафизике пантеи-стического толка. Формальной этике Канта противопоставил т.н. материальную этику ценностей, в основе которой учение о чувстве как интенциональном (направленном) акте постижения ценности

26

Штайнер Рудольф (1861-1925)

немецкий философ-мистик, основоположник антропософии. Продол-жатель натурфилософии И. Гете; в 1900-х гг. возглавлял немецкую секцию Теософского общества, в 1913 г. создал Антропософское общество. По проекту Штайнера в Дорнахе было построено здание Гетеанума – «свободного университета науки о духе», им основанного