Философская психология эпохи Просвещения

Философская психология эпохи Просвещения


№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

A posteriori

(лат.) – исходя из полученных ранее опытных данных

2

non plus ultra

крайняя, высшая степень

3

Амфиболия

(от греч. amphibolia – двусмысленность) – фигура речи – синтаксическая конструкция, допускающая различные истолкования

4

Антропология

учение о человеческой природе, состоящее из двух частей – «психологии» и «соматологии»

5

Апперцепция

есть восприятие себя самого как мыслящего субъекта вообще

6

Аффицирование

в философии И. Канта – воздействие предмета на органы чувств человека; в результате такого воздействия человек становится аффицированным, он получает своего рода сообщение от воспринимаемого им предмета

7

Дедукция

(от лат. deductio – выведение) – форма умозаключения от общего к частному и единичному, характеризующаяся тем, что новое знание о предмете или группе однородных предметов выводится на основании: – знания класса,
к которому принадлежат исследуемые предметы; и – общего правила, действующего в пределах данного класса предметов

8

Дискурсивный

рассудочный, понятийный, логический

9

Докритический период в философском развитии Канта

различают два периода в философском развитии Канта – «докритический» (до 1770) и "критический". В «докрити-ческий» период Кант признает возможность умозрительного познания вещей, как они существуют сами по себе

10

Законы мышления

в истолковании И. Канта – основоположения чистого рассудка. Эти основоположения базируются на предметно истолкованных элементарных актах рассудка в суждениях

11

Интеллигибельный

предмет или явление, постигаемое только разумом или интеллектуальной интуицией)

12

Конъюнкция

(от лат. conjunctio – союз, связь) – одна из логических операций, отражает употребление союза "и" в логических выводах

13

Моральное чувство

возникает вследствие подавления стремлений к чувствен-ным удовольствиям и поэтому вначале предстает как страдание, превращающееся затем в уважение к силе практического разума

14

Мысли

В интерпретации И. Канта – общие представления, понятия

15

Ноумен

(греч. noumenon) – термин, означающий в противо-положность феномену постигаемую только умом (умопостигаемую) сущность

16

Познавательная сила

в кантовской трактовке – теоретическая способность души

17

Понятие

в определении И. Канта – принцип единства множества единичных представлений

18

Продуктивное воображение

показано Кантом как способность, бессознательно формирующая мир явлений

19

Рекогниция

взгляд, обращенный в будущее

20

Трансцендентальная философия

в философской системе И. Канта – аналитическая наука
о душевных способностях

21

Трансцендентальный

выходящий за пределы, определяющий априорные условия возможного опыта

22

Трансцендентный

философский термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что запредельно по отношению к миру явлений и недоступно теоретическому познанию

23

Человеческое мышление

способность опосредованного представления вещей, данных в чувствах

24

Чувственность

(по И. Канту) низшая, наиболее пассивная познавательная способность

25

Эмпирическая психология

может быть лишь систематическим естественным учением
о внутреннем чувстве, т.е. естественным описанием души, но не наукой о душе и даже не психологическим экспериментальным учением