Предпосылки и генезис философской психологии XVIII в

Предпосылки и генезис философской психологии XVIII в


№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

A priori

априори, независимо от опыта, до опыта

2

Сausaliter

причинно

3

Сogito, ergo sum

(мыслю, следовательно существую) означает: бытие субъекта постигаемо в акте самопознания

4

Акцидентально

(от лат. accidentia – случай, случайность) случайно, несущественно в противоположность субстанциальному, или существенному

5

«Бессмертие»

(Unsterblichkeit, immortalitas) предполагает нетленность и являет собой, в трактовке Вольфа, способность сохранения душой после смерти тела «отчетливых перцепций и своей памяти»

6

Дескриптивный

(от позднелат. descriptivus) описательный

7

Дух

в философии Х. Вольфа – «существо, обладающее рассудком и свободной волей»

8

Душа

являет собой лишь один из видов духов, а именно дух, представляющая сила которого «ограничивается положе-нием тела в мире и его органами чувств»

9

Индукция

(от лат. inductio – введение) форма умозаключения от частного к общему, метод получения общего знания о классе объектов на основании исследования отдельных представи-телей этого класса

10

Каузальные связи

причинно-следственные связи

11

Компендий

(от лат. compendium – сокращение) сокращенное изложение отдела науки

12

Логический позитивизм

направление неопозитивизма, возникшее в 1920-х гг. Пыталось сочетать эмпиризм, основанный на принципе верификации, с методом логического анализа научного знания с целью сведения последнего к "непосредственно данному", т.е. к эмпирически проверяемому содержанию научных понятий и утверждений

13

Ментальное

(от лат. mens – ум, образ мыслей, душевный склад) умственно-духовные установки индивида или социальной группы, обусловливающие его (ее) миро- и самовосприятие, мысли и чувства, ценности и поведение

14

Метафизика

ученье о мире невещественном, о существенном, духовном: о том, что выше физики, т.е. земной природы, что подлежит не чувствам человека, а его мышлению

15

Модус

единичное проявление субстанции

16

«Нетленность»

(Unverweslichkeit, incorruptibilitas) есть неспособность распа-даться на части по причине их отсутствия

17

Основная идея Мендельсона

состоит в том, что предположение эпифеноменальной или эмерджентной природы сознательности сознающей сущнос-ти, возникающей из совокупного действия материальных частей, наталкивается на то возражение, что всякое новое свойство такого рода получается лишь из соединения тех или иных качеств единой сознающей сущности, которая, выходит, уже должна существовать, чтобы сознание возникло как свойство материи, что, разумеется, проти-воречиво

18

Редукция

(от лат. reduction – возвращение) логико-методологический прием, заключающийся в сведении с целью упрощения одного явления к другому, одной задачи или проблемы к другой

19

Темпоральный

временной

20

Трансцендентальный

философский термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что запредельно по отношению к миру явлений и недоступно теоретическому познанию

21

Трюизм

(франц.) общеизвестное, сделавшееся достоянием толпы положение, мнение

22

Функционализм

методологический подход, состоящий в рассмотрении общества, его явлений и процессов как социальных систем, имеющих свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию (роль)

23

Экстериоризация

(франц. exteriorisation - обнаружение, проявление, от лат. exterior - наружный, внешний), процесс, в результате которого внутренняя жизнь человека получает внешне выраженную (знаковую и социальную) форму своего существования

24

Элиминировать

(от лат. elimino - выношу за порог, удаляю) исключать, удалять

25

Энтелехия

(греч. entel?cheia - осуществленностъ, от entel?s – закон-ченный и ?cho - имею), одно из центральных понятий философии Аристотеля, выражающее единство четырех причин, или основных принципов бытия: материи, формы, действующей причины и цели