Фокус-группы в контексте методов эмпирической социологии

Фокус-группы в контексте методов эмпирической социологии


п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Валидность исследования в математической социологии

степень соответствия средства измерения тому, что подлежало измерению

2

Валидность метода

соответствие получаемых с его помощью эмпирических данных основным целям исследования

3

Включенное наблюдение

форма социологического исследования, способ, метод сбора первичной социологической информации, при котором социолог включается в повседневную жизнь исследуемых групп или других социальных объектов

4

Гипотезы существования

мнения, оценки или высказывания, существующие в обществе и, предположительно, имеющие не нулевую степень распрост-ранения

5

Глубинная психология

ряд направлений, придающих решающее значение в органи-зации человеческого поведения побуждениям, скрытым за поверхностью сознания, т.е. в «глубинах» психики

6

Глубинные, или глубокие, интервью в психологии

психоаналитические и иные интервью, направленные на выявление бессознательных побуждений человека

7

Глубокий зондаж

зондаж до появления уверенности в том, что респонденту уже нечего сказать по данному вопросу

8

Диадическое интервью

интервью группы, состоящей из двух респондентов

9

Зондирование

техника, побуждающая респондентов дополнить, разъяснить или объяснить то, что уже было ими сказано

10

Иерархическая
интеграция

процесс структурирования группы

11

Качественные методы

методы, ориентированные не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых социальных явлений

12

Качественный анализ в широком смысле слова

характер осуществления социологического исследования, при котором основной акцент делается на теоретических ресурсах социологии, индивидуальном опыте, наблюдении и интуиции, традиционных средствах философского и логического анализа категорий и понятий, исторических сопоставлениях, использо-вании личных и официальных документов

13

Клинический подход

интерпретация высказываний респондентов с использованием проективных методик, ориентированных на выявление неосоз-наваемых форм мотивации

14

Контент-анализа

анализ содержания коммуникации, предполагающий такую классификацию исследуемого содержания, которая позволяла бы выявить его основную структуру

15

Концептуальная триангуляция

соотнесение друг с другом разных систем взглядов

16

Маркетинговая гипотеза

спроецированное на общество экспертное мнение менеджеров

17

Маркетинговый подход

анализ взглядов потребителей в контексте системы представ-лений о топонимии рыночного пространства

18

Менеджерский подход

анализ взглядов участников групп с точки зрения заказчиков исследования

19

Метод фокус-групп

метод глубокого группового интервью

20

Методическая триангуляция

сочетание различных методов при исследовании одной и той же конкретной проблемы

21

Организация фокус-группового исследования

описание основных ролей исследования и их организационное взаимодействие

22

Пилотажное исследование

пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого заключается в проверке качества инструмента для сбора социологической информации

23

Позитивизм

философское направление, основанное на принципе, что все подлинное (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука не имеет право на существование

24

Политологический подход

анализ взглядов респондентов в контексте системы представ-лений о топонимии электорального пространства

25

Принцип прожекции

тенденция приписывать внешнему миру подавляемые психи-ческие процессы, которые вследствие этого приписывания не признаются исходящими от личности

26

Принцип психологического детерминизма

постулирование обусловленности любых реакций на стимулы, какими бы странными они ни казались, психологическими причинами, поддающимися расшифровке

27

Проекция

(от лат. projectio - бросание вперед) - психологический меха-низм, работа которого обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера самого индивида другим людям

28

Прожективная техника

исследовательская техника, основанная на стимулах, сконструированных так, что респондент вынужден сам вкладывать в них какой-то смысл или интерпретацию

29

Психодрама

форма психотерапии, основанная на катарсисе, который достигается при помощи драматических инсценировок, ориентированных на лечение болезненных психических проявлений за счет перестройки отношений и системы переживаний больного человека

30

Рекрутмент

проведение фильтрующего опроса по заданной анкете и обеспечение явки респондентов

31

Ретроспекция

мысленное выстраивание прошедших событий жизни в определенный временной ряд

32

Система расселения

специфичный срез социальной дифференциации, или гетеро-генности общества

33

Социологический подход

анализ мнений участников групп с точки зрения социо-логических теорий (ближайшим образом – теории малых групп и социологии знания)

34

Социометрия

отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количест-венному измерению

35

Фокусированное интервью

целенаправленное интервью, сконцентрированное на опреде-ленной проблеме