Практическое проведение фокус-группового исследования

Практическое проведение фокус-группового исследования


п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Активное слушание

комплекс реакций модератора: внимание, понимание, адекватное реагирование, сопереживание, эмпатия

2

Антагонист

участник, выражающий критическую точку зрения по любому аспекту рассматриваемого в группе продукта или услуги

3

Весельчак

участник, стремящийся во всем найти повод для острот, причем тема этих острот обычно не связана с предметом обсуждения, а возникает по ассоциации с теми или иными словами, словосо-четаниями, крылатыми выражениями, высказанными в группе

4

Дисперсное исследование

исследование, предполагающее широкий охват социальных совокупностей или всего населения в целом

5

Доминатор

участник, который не дает никому говорить, стремясь все время быть в центре внимания и подавляя альтернативные точки зрения

6

Естественные кодировочные категории

слова и понятия, используемые в языке респондентов

7

Заинтересованные респонденты

респонденты, обладающие реальными или предполагаемыми мотивациями приобретения соответствующего продукта

8

Зрительный стимул

вспомогательный прием, используемый в течение заседания фокус-группы для демонстрации точек зрения по поводу конкретного предмета

9

Квалифицированные респонденты

респонденты, имевшие реальный опыт использования соответствующего продукта, но не в качестве профессионалов, а в качестве простых пользователей

10

Кодировочные категории

слова и термины, обозначающие явления и их взаимосвязи, релевантные изучаемой проблеме

11

Конкурент модератора

участник, пытающийся убедить группу и модератора в том, что объявленная тема обсуждения неинтересна или неактуальна, и что на самом деле следует обсудить совсем другую тему

12

Концепция

в маркетинговых исследованиях термин для обозначения случаев обсуждения параллельных тем

13

Лидеры мнений

лица, выдвигающиеся на вершину формирующихся иерархи-ческих неформальных структур единомышленников в силу большей способности к артикуляции общей точки зрения

14

Методы зондирования

методы, направленные на получение и углубление информации в ходе интервью

15

Миссионер

участник, активно придерживающийся какой-то идеологии или мировоззрения, и склонный все вопросы, даже самые обыден-ные, рассматривать сквозь призму этой идеологии

16

Организация внутригруппового взаимодействия

широкая совокупность конкретных методических приемов, которые можно охарактеризовать как «управление группой с помощью самой группы»

17

Открытое исследование

исследование, цели которого задает сам исследователь

18

План исследования

краткий документ, отражающий цели, задачи и основные параметры исследования

19

Постановочное,
или прикладное, исследование

исследование, ориентированное на нужды заказчика

20

Систематические ошибки выборки

ошибки, связанные с неслучайностью метода отбора, вследствие чего некие специфичные популяции, не совпадающие с задан-ными целевыми совокупностями, начинают относительно или абсолютно доминировать в выборке

21

Сконструированные кодировочные категории

термины, как правило, обобщающие, созданные самим исследователем для обозначения определенного класса ситуаций

22

Случайные ошибки выборки

ошибки, обусловленные малым объемом выборки, вследствие чего малочисленная группа может быть представлена неким нетипичным набором лиц или нетипичным распределением их количественного состава

23

Соглашатель

участник, склонный соглашаться с любой точкой зрения

24

Союзники модератора

процессуальные фигуры, помогающие поддерживать упорядоченность дискуссии, «охлаждая» страсти, возвращая дискуссию в нужное русло и т.п.

25

Степень включенности модератора

степень целесообразного влияния модератора на ход обсуждения в групп

26

Тест

прямое апробирование продукта

27

Узкие поисковые совокупности

совокупности, относительно которых исследователь предпо-лагает, что какую-то их часть можно склонить к нужному решению

28

Узкие целевые совокупности

совокупности, представленные активными пользователями некого товара или активными сторонниками некого полити-ческого кандидата

29

Узконаправленное исследование

исследование, направленное на вычленение из широкой совокупности узких целевых популяционных групп

30

Уплотнение и интеграция концепции

установление связей между категориями и создание иерархи-чески организованной системы подкатегорий

31

Уточнитель

участник, настаивающий на том, что обобщение невозможно, какой бы вопрос ни подлежал обсуждению

32

Фильтрующая анкета

анкета, разрабатываемая на основе отборочных критериев и с учетом требования обеспечения гомогенности состава групп

33

Целевые отборочные критерии

критерии использования соответствующего продукта или, в более широком смысле, знакомства с предметом обсуждения

34

Эволюционный подход
к фокус-групповому исследованию

подход, при котором каждая предыдущая группа используется в качестве отправной точки для проведения последующей

35

«Язык тела»

обобщенный термин для обозначения совокупности невер-бальных сигналов, подаваемых модератором группе