История художественной организации музейной экспозиции

История художественной организации музейной экспозиции


№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Ансамблевая экспозиция

воссоздание (или сохранение) реально существовавшей или типичной для определенной эпохи социокультурной обста-новки

2

Британский музей

основанное 1753 г. в Лондоне, на средства, завещанные Гансом Слоном (Sloan), национальное учреждение, заключающее в своих 12 отделах богатейшую в мире библиотеку (свыше 2 млн томов), собрания рукописей, карт, гравюр, египетских, ассирийских и греко-римских древностей; отделение британ-ских и средневековых древностей и этнографии; музеи: зоологический, ботанический, геологический и минералоги-ческий. Последние 4 естественно-исторических отдела в 1881-1882 гг. переведены в особое помещение в Соут-Кенсингтоне. Коллекции монет

3

Всемирные выставки

международные выставки, организуемые с целью показа разносторонней деятельности народов в области экономики, науки, техники, культуры и искусства. Различаются Всемир-ные выставки универсальные (демонстрация достижений в различных областях человеческой деятельности) и специали-зированные (показ достижений в какой-либо одной конкрет-ной сфере деятельности)

4

Выставочный зал

помещение, разделенное на пронумерованные стенды, проек-тировка которого (проходы, выходы, освещение, вентиляция
и т.д.) обеспечивают нормальную деятельность и безопасность служебного персонала, экспонатов и посетителей

5

Галерея

длинное крытое светлое помещение, в котором обычно одну из продольных стен заменяют колонны или столбы, а иногда еще и балюстрада. С 1-й половины ХVI в. и особенно в эпоху барокко в европейской дворцовой архитектуре складывается новый тип галереи - обширного зала со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен. В подобных галереях с ХVII в. размещались художественные коллекции владельцев дворцов. Позже галереями стали называть художественные музеи, а также их отделы

6

Конструктивизм

направление в искусстве и архитектуре 1930-х годов, суть которого состоит в конструировании материальной среды, окружающей человека, на основе использования новой техники с целью создания простых, логичных, функционально оправ-данных форм, целесообразных конструкций

7

Метод построения экспозиции

научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозициионных мате-риалов

8

Музееведение

раздел искусствознания, разрабатывающий теорию и методи-ку музейной деятельности; изучающий происхождение и историю музеев, их общественные функции; принципы научного документирования и каталогизирования коллекций

9

Музей-заповедник

научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение, хранилище памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, в состав которого, помимо экспозиций, входят расположенные на территории заповедника архитектурные или исторические памятники. Музеи-заповедники могут быть историко-художественные, историко-архитектурные, историко-культурные, военно-исторические, а также комплексные

10

Музейная экспозиция

целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформ-лены и создают специфический музейный образ природных, общественных и художественных явлений

11

Музейный каталог

каталог, содержащий полный или частичный перечень и описание предметов, находящихся в музее

12

Музей-памятник

своеобразный тип художественного музея, где основным объектом показа является само здание и его интерьер, что составляет единый целостный художественный комплекс

13

Мусейон

античный храм, посвященный одной из девяти муз, где собирались для поклонения и общения художники-авторы созданных и принесенных в дар произведений

14

Подлинник

1) подлинный предмет, оригинал, служащий образцом для воспроизведения; 2) оригинал какой-либо рукописи, доку-мента; 3) полный авторский текст литературного произведе-ния в отличие от перевода, изложения, переработки; 4) подлин-ное произведение изобразительного искусства в отличие от копии, репродукции или подделки

15

Реставрация

укрепление и восстановление памятников истории, культуры и искусства, поврежденных, искаженных или разрушенных: временем, вредными условиями бытования, губительными или неумелыми воздействиями. В ходе реставрации укрепля-ется структура памятника с применением материалов, подобных первоначальным, или с применением современных средств, если они не вредят памятнику; исправляются деформированные части; восстанавливаются или удаляются химически изменившиеся элементы; часто устраняются позднейшие дополнения

16

Синтез

(от гр. synthesis – соединение, сочетание) органическое единство различных видов искусства в пределах одного произведения или ансамбля

17

Синтетические виды искусства

виды искусства, полученные слиянием прежде автономных видов искусства

18

Стенд

щит для размещения каких-либо экспонатов, книг и т.д., устраиваемый для удобного их обозрения на выставках, в музеях

19

Стиль

(фр. stylt) общность изобразительных приемов, отвечающая определенному времени или эстетическому направлению

20

Тематико-экспозиционный план

группировка экспонируемого материала в экспозиционные комплексы

21

Экспозиционные комплексы

группы предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющих зрительное и смысловое единство

22

Экспозиция

в изобразительном искусстве - принципы и порядок разме-щения художественных произведений, выставленных для обозрения. Экспозиция предполагает: научное обоснование, систематическую классификацию и последовательность представ-ления экспонатов; доступность экспонатов для обозрения и изучения; оптимальное освещение; защиту и соблюдение норм консервации; учет художественных норм экспозиции