Курс: История художественной организации музейной экспозиции - Новые тенденции в развитии выставочной экспозиции на современном этапе

Новые тенденции в развитии выставочной экспозиции на современном этапе

Начало XX века характеризуется быстрой сменой эстетических концепций. Условный характер в живописи импрессионистов и кубистов поддерживается условным характером пространства. Сторонники геометрического метода – футуристы – восхваляли свой принцип мировоззрения. Появились первые абстрактные картины, как свидетели того, что возникла потребность разрыва с прежними традициями и стилями. Эстетическими критериями становятся геометрия, конструкция, целенаправленная функция. Слова «геометрическая абстракция», «конструктивизм», «функционализм» становятся названиями направлений в искусстве. В Москве возникает центр развития художественного конструирования в архитектуре и предметной среде – ВХУТЕМАС. Задачей его было – раскрыть сущность искусства, которое бы охватывало все проявления жизни, пропагандируя равноправие всех видов творческой деятельности и их логическую взаимосвязь, а также связь между эстетической и функциональной ценностями. В недрах этой организации родился особый способ художественного конструирования – дизайн.

Эстетическое упорядочение предметной среды путем художественного конструирования, организация предметно-пространственной среды, – в этом отношении выставка является высшей формой дизайна, самой сложной его разновидностью. Новые принципы художественного конструирования были показаны тогда на выставках нового типа, где архитектура павильона и предметная его среда – экспозиция – были объединены общей идеей.

Первые годы XX века характеризуются размахом творческого поиска новых форм, отказом от традиций прошлого. Широкое использование авангардных идей нашло свое выражение в наиболее распространенном направлении – конструктивизме. Особенно ярко он проявился в архитектуре, распространив свое влияние и на искусство выставочной экспозиции. Среди тех, кто работал в этой области, следует прежде всего отметить имя выдающегося мастера архитектуры 20-х гг. ХХ в. Л. Лисицкого. Разработанные им приемы, в частности динамические методы показа, плакатная графика и фотомонтажи в экспозиции не утратили своего значения и в наши дни. Принципом экспозиций Л. Лисицкого явилось объединение общей идеей и художественным замыслом. Экспозиция решалась комплексно. Такой подход к экспозиционному решению был революциионным событием на фоне господствовавшей в то время методики показа экспонатов.

Большой вклад не только в новый тип архитектуры, но и в организацию предметно-пространственной выставочной среды внес выдающийся архитектор, художник, дизайнер Ле Корбюзье. Он положил начало использованию звуковых, световых и цветовых эффектов в экспозиции. На Брюссельской выставке ЭКСПО-58 в павильоне, им же сконструированном, внутри был разыгран, по-существу, спектакль с использованием аудиовизуальных средств информации. Это был переход от обычного, традиционного показа экспонатов к новым формам организации экспозиции, с целью эмоционального и психологического воздействия на посетителей. Экспозиция широко использовала синтез всех видов искусств: скульптуру и живопись разных стилей, графику, прикладное и диарамно-панорамное искусство. В дальнейшем последователи Ле Корбюзье старались, сохраняя огромную силу воздействия аудиовизуальной программы, приблизить публику, сделать ее участником зрелища.

История развития выставочной деятельности XIX-XX вв. характеризуется поисками новых методов и форм создания экспозиции. Причем эти попытки распространялись значительно шире, выходя за рамки только организации внутреннего пространства. Художники, архитекторы, дизайнеры пытались организовать единым замыслом, единой идеей архитектуру, экспозицию и даже прилегающую территорию: создавались площадки отдыха для посетителей на фоне живописных пейзажей. Воздействие на посетителей усиливалось широким использованием современных аудиовизуальных средств информации, театрализованными действиями, участниками которых чувствовал себя посетитель.

Выставочные здания сами по себе не являлись самоцелью, они служили средством приведения посетителей в наиболее благоприятное настроение для восприятия экспозиции. Что касается внутреннего оформления, то архитекторы искали такие средства выражения, которые позволили бы легко создать контакт с посетителями, воздействуя на его эмоциональные чувства.

В те годы зародилась такая форма информативности, как использование киносредств. Сейчас этот метод коммуникативности широко применяется в мировой музейной и выставочной практике. Использование свето- и цветоэффектов, так же как и элементов театрализации, и на современном этапе экспозиции имеют большое значение.

Творческий процесс создания выставочного ансамбля определяется соотношением принципов, заложенных в эту деятельность, с различными видами искусства. В своей основе искусство экспозиции имеет ту же образную природу, что и другие виды искусства, но в то же время оно имеет свои существенные особенности. Творческий метод, положенный в основу искусства экспозиции, близок к методу архитектора и дизайнера. Решая задачу по организации художественно-осмысленной среды, искусство экспозиции зависит от качества самих экспонатов, технических средств и других составляющих конечного результата – экспозиции. Хорошо решенные экспозиции дают эффект единства и равнозначность эстетического и утилитарного.

Эффективность воздействия произведения искусства экспозиции на посетителя возрастает за счет того, что в арсенал своих средств это искусство включает и элементы драматургии, когда сценарный план экспозиции строится с учетом ее законов. Перечисленные аспекты искусства экспозиции выявляют его широту, разносторонность, синтетичность, которые не позволяют сводить его к «искусству оформления», скорее это выставочный дизайн.

Своеобразие искусства экспозиции проявляется и в его связи и зависимости от научно-технического прогресса, расширяющим его средства и предоставляющим новые неожиданные и оригинальные возможности, не лишая его основного свойства всех видов искусства – образности. В отличие от музейной экспозиции, выставочная, в силу своего временного характера, позволяет более широко использовать как технические новшества, так и дает больший простор для экспериментов в создании композиционно-пластического образа.

Особое место среди разного рода выставок занимает выставка в музее, или музейная выставка. Это большая и очень интересная часть музейной деятельности. Выставка всегда обновляет музейную жизнь, вносит в нее элемент новизны, обновления, интереса, ожидание встречи с еще не известным. Появляется возможность достать интересные вещи из запасника, привлечь экспонаты из других музеев. Чаще всего музейные выставки бывают тематические, приуроченные к юбилейным датам, посвященные творчеству одного художника или группе художников. Но бывают и выставки одного произведения, как, например, выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина «Джоконда» Леонардо да Винчи.

Качественная, сделанная на высоком профессиональном уровне выставка позволяет найти совершенно неожиданные вещи, новый взгляд на произведение и переосмысление сложившихся стереотипов. В музее изобразительных искусств на выставке портрета в традиционном «алтаре» напротив парадной лестницы был выставлен портрет беременной Параши Жемчуговой из музея Кусково, всегда считавшимся интимным домашним портретом. Но это неожиданное расположение его в выставочной экспозиции послужило стимулом к переосмыслению эстетического значения бытового портрета. На той же выставке представленные рядом портрет мадам Самарии Ренуара и «Девочки с персиками» Серова были откровением, побудившим задуматься о природе французского и русского импрессионизма. А выставка портретов последних фаворитов Екатерины II на выставке в Третьяковской галерее (1998) может служить прекрасным примером единства декоративных, стилистических и смысловых аспектов экспозиционного искусства.

В историю выставок XX века как пример изобретательной, культурной и тактичной дизайнерской работы с художественными произведениями вошли такие знаменитые выставки, как «Москва – Париж», «Москва – Берлин», выставки творчества К.С. Малевича, В.В. Кандинского, В.Е. Татлина, Л.М. Лисицкого в Государственной Третьяковской галерее, П.Н. Филонова в Государственном Русском музее, «Другое искусство» в ГТГ, «Русский символизм», «Красный цвет» в ГРМ и многие выставки в Эрмитаже и в ГМИИ. Они стали важным этапом духовной, научной, эстетической жизни людей.

Своеобразие музейной выставки заключается в том, что «музей – это живущее прошлое, драгоценности ушедшего времени, оставшиеся жить в настоящем, храм муз, в который можно зайти и сейчас, преодоление времени силой памяти о безвозвратном». Выставка может быть экспозицией искусства настоящего и прошлого, может соединить старинное и новое искусство, но это всегда будет современный взгляд, самое последнее по времени суждение, тогда как самое новое произведение, попавшее в музейную коллекцию, становится фактом истории искусства.

Выставки типа «Москва – Париж», «Москва – Берлин» построены исторически, как музейные экспозиции, но сопоставление двух параллельных рядов на каждом этапе дает новую точку зрения – современный взгляд, взгляд из сегодняшнего духовного мира на события прошлого. Синтез истории и современности создает сопоставление Пикассо – Татлин, Корбюзье – Мельников, Веснены – Гропиус и так далее.



Индекс материала
Курс: История художественной организации музейной экспозиции
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ЭКСПОЗИЦИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВИД ТВОРЧЕСТВА
Экспозиция на современном этапе
История, специфика, основные особенности
Новые тенденции в развитии выставочной экспозиции на современном этапе
Все страницы