Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности

Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности


№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Биогруппа

(биологическая группа) экспозиционный комплекс из объек-тов животного и (или) растительного мира

2

Ведущий текст

текст, выражающий основную идею экспозиции в целом или же каких-то ее разделов, тем, залов, комплексов

3

Воспроизведения музейных предметов и внемузейных объектов

предметы, специально созданные для экспонирования вместо музейного предмета или внемузейного объекта, имеющие с ним внешнее сходство и передающие все его существенные черты и свойства

4

Голограмма

объемная оптическая копия реального объекта, которая созда-ется путем записи изображения предмета на светочувстви-тельную пленку или на пленку с помощью лазерной техники

5

Диорама

(от гр. dia – через и horama – вид,зрелеще) вид живописи, изогнутая полукругом картина с расположенными на перед-нем плане объемными предметами. Общий вид диорамы призван вызывать иллюзию реально окружающего зрителя простран-ства, ощущение присутствия при событии, которому посвя-щена диорама

6

Заглавный текст

название залов, тематических разделов, экспозиционных комплексов

7

Копия

предмет, созданный с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом в качестве подлинника или оригинала

8

Макет

объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе

9

Монтаж экспозиции

сборка оборудования, технических средств, размещение экспо-зиционных материалов в соответствии с проектом экспозиции

10

Монтажные листы

чертежи участков экспозиционной поверхности, на которых указано размещение конкретных материалов. Они создаются художником обычно в масштабе 1:10; масштабные листы, выполненные в масштабе 1:1, называются шаблонами

11

Научное проектирование экспозиции

разработка основной идеи экспозиции и ее конкретного содержания

12

Новодел

точная копия, выполненная из материала подлинника и в его же размерах

13

Панорама

(от греч. pan – все и horama – вид, зрелище) больших размеров лентообразная картина, которая натянута по внутренней поверхности цилиндрического подрамника и сочетается с расположенным перед ней по кругу «предметным» планом – макетами, сооружениями, фигурами. Панорама создает иллю-зию реального пространства, окружающего зрителя, распола-гается в круглом строении и рассматривается с площадки, находящейся в его центре

14

Пояснительный текст

аннотация к залу, к теме, к комплексу или к отдельному экспонату

15

Пространственное решение экспозиции

расположение экспозиционных материалов и экспозицион-ного оборудования в пространстве экспозиционных помеще-ний

16

Расширенная тематическая структура

документ, в котором фиксируется деление будущей экспо-зиции на взаимосвязанные части – разделы, темы, экспо-зиционные комплексы

17

Репродукция

копия живописного, графического или фотографического изображения, сделанная печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере

18

Систематическая экспозиция

отбор, размещение и интерпретация однородных предметов, позволяющих показать эволюцию научного или культурного явления или предмета

19

Таксидермия

(от греч. taxis – устройство и derma – кожа) вид деятельности, включающий консервацию и реконструкцию объектов живот-ного мира

20

Тематическая структура

документ, в котором фиксируется деление будущей экспо-зиции на разделы, темы, экспозиционные комплексы

21

Тематическая экспозиция

посредством экспозиционных материалов раскрывает опреде-ленную тему, сюжет, проблему, создает музейный образ отра-жаемых явлений или событий

22

Тематический план экспозиции

определяет содержание и тематическую структуру проек-тируемой экспозиции

23

Техническое проектирование экспозиции

определение в экспозиции место каждого экспоната, текста и технических средств

24

Фонокомментарии

голоса птиц, животных и различные природные шумы, кото-рые воспроизводятся в краеведческих и естественнонаучных музеях

25

Художественное проектирование экспозиции

образное, художественно-пластическое воплощение темы

26

Экспозиционный материал

совокупность музейных предметов, их воспроизведений и моделей, научно вспомогательных материалов и текстов

27

Этикетаж

совокупность всех этикеток данной экспозиции

28

Этикетка

текст, содержащий название предмета, его атрибутивные данные, т.е. сведения о материале, размере, способе изготов-ления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении