Техники живописи

Техники живописи


№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Акварель

водоклеевая прозрачная краска из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином (иногда с медом или сахарным сиропом)

2

«Алла прима»

художественный прием в живописи, состоящий в том, что картина пишется без предварительных прописок и подмалевка

3

Вжухлость

изменения в красочном слое, вследствие которых поверхность картины или этюда делается матовой, теряет блеск и звучность красок

4

Грунт

тонкий слой специального состава (клеевой масляный, эмуль-сионный), наносимый поверх холста или картона с целью придания поверхности нужных цветовых и фактурных свойств и ограничения чрезмерного впитывания связующего вещества (масла)

5

Гуашь

тонко растертые пигменты на воде с добавлением клея (гуммиарабик, пшеничная мука, декстрин) и белил; возникла как разновидность акварели; дает ровное и плотное покрытие и имеет приятную бархатистую поверхность

6

Живопись
«по сырому»

технический прием масляной и акварельной живописи. При работе маслом работа оканчивается до подсыхания красок, и исключаются такие этапы, как подмалевок, лессировки и повторные прописки. В акварели перед началом работы по сырому бумагу равномерно смачивают водой

7

Известь

(от греч. asbestos – неугасимый) обобщенное название продуктов обжига (и последующей переработки) известняка, мела и других карбонатных пород. Известь используют в строительстве (для приготовления кладочных и штукатурных растворов, силикатных бетонов), сельском хозяйстве (для известкования почв) и т.д.

8

Каолин

(белая гора) от названия местности в Китае, где впервые был добыт. Белая или светлоокрашенная глина, применяющаяся для изготовления фарфоровых и фаянсовых изделий, а также для мелования поверхности бумаги

9

Клеевые краски

краски, связующей основой которых является клей растительного (крахмал, камедь) и животного (рыбий, мездровый, костный, казеиновый) происхождения. В состав входят также наполнители – мел, каолин, гипс и др. Чаще всего ими выполняют театральные декорации, панно и эскизы

10

Крапп

многолетнее растение семейства мареновых – марена красильная; краппом называется также красящее вещество, содержащееся в ее корнях

11

Краски

специально приготовленные твердые, тестообразные или жидкие вещества, обладающие способностью окрашивать обработанную ими поверхность и устойчивые к внешним воздействиям

12

Левкас

название грунта в древнерусской живописи. В состав входит порошкообразный мел и животный или рыбий клей

13

Лессировка

в живописи тонкие прозрачные или полупрозрачные слои краски, чаше всего на лаке, наносимые поверх непрозрачных (корпусных) мазков для усиления цвета, усложнения или приглушения цвета

14

Масляная живопись

техника живописи, основанная на применении растительного масла (льняного, макового, орехового) в качестве основного связующего вещества. Масляными красками пишут на деревянных и металлических досках, картоне и холсте, покрытых специальным грунтом

15

Масляные краски

приготовленные путем растирания пигментов на льняном масле, иногда с добавкой орехового или подсолнечного; при высыхании претерпевает необратимые изменения

16

Минеральная живопись

техника живописи, основанная на применении силикатного связующего; может исполнятся часами, с перерывами и дописками; была разработана в XIX в. А. Кеймом

17

Минеральные краски

неорганические красящие вещества, получаемые из минералов или руд, так называемые земляные, или натуральные, – мел, сурик, графит – или искусственные – белила, ультрамарин, сажа и др.

18

Многослойная живопись

важнейшая техническая разновидность масляной живописи, требующая разделения работы на ряд последовательных этапов (подмалевок, прописка, лессировка), разделенных перерывами для полного высыхания краски

19

Монументальная
живопись

живописное произведение большого масштаба, связанное конструктивно и образно с архитектурой. К основным видам относятся мозаика и фреска

20

Охра

природный желтый пигмент. Основные компоненты – гидроксиды железа и глина. Благодаря невысокой стоимости широко применяется для приготовления красок, шпатлевок и грунтовок

21

Пергамент

кожа молодого животного (овцы, козы, теленка), обработанная для написания на ней текста. Название происходит от г. Пергам в Малой Азии, где его начали изготовлять во II в. до н.э.

22

Пигменты

порошкообразные красящие вещества. По происхождению делятся на минеральные, растительные и искусственные

23

Подмалевок

одна из первоначальных стадий работы над картиной

24

Пуантилизм

(неоимпрессионизм) течение в живописи, возникшее во Франции
ок. 1885 г. Получило распространение в Бельгии и Италии

25

Темпера

краски, в которых связующим веществом является яичный желток или яйцо, казеин или гуммиарабик; применялась в древнерусском искусстве в иконописи, в западноевропейском искусстве была ведущим материалом живописи до сер. XV в.

26

Техника

в искусстве – совокупность специальных навыков и приемов, посредством которых выполняется художественное произведение

27

Тон

степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства. Тон зависит от интенсивности цвета и его светлоты

28

Фреска

вид монументальной живописи. Связующее вещество – раствор извести или воды. В соединении с веществом штукатурки на стане (потолке) образуют прочный красочный слой. Техника фрески сложна, т.к. не допускает исправлений

29

Холст

1) льняная суровая или беленая ткань (раньше обычно домотканая), выработанная из толстой пряжи; 2) тонкий слой волокон; полуфабрикат в прядении и при производстве нетканых материалов;
3) в изобразительном искусстве – ткань, на которой пишут картины

30

Энкаустика

восковая живопись, выполняемая горячим способом – распла-вленными красками